Мнения священнослужителей о борьбе с курением
Как мы уже сообщали ранее, федеральный суд в Вашингтоне заблокировал постановление правительства США, предписывающее табачным компаниям размещать на пачках сигарет графические изображения, которые показывают негативные последствия от курения.
Напомним, что по мнению суда, появившееся в июне 2011 года требование печатать устрашающие изображения на сигаретных пачках противоречит поправке к Конституции США, гарантирующей свободу слова. Суд согласился с доводами табачных компаний, которые считали, что в отличие от размещенных на пачках надписей с фактической информацией о вреде курения, изображения апеллируют не к разуму, а к человеческим эмоциям.
Судья также заметил, что правительство располагает другими возможностями, позволяющими бороться с курением, среди которых, в частности, увеличение налогов на сигареты, проведение антитабачных рекламных компаний и профилактика курения среди несовершеннолетних.
Эта проблема актуальна и для России. В июне прошлого года Совет по здравоохранению ЕврАзЭС утвердил 12 устрашающих картинок и надписей, которые будут печататься на пачках сигарет. Если новый регламент будет ратифицирован, то табачные компании должны будут помещать на обеих сторонах пачки фотографии полуразложившихся легких, пораженной гангреной ступни и синего младенца.
Противники нововведений указывают, что покупателей легального товара хотят заставить смотреть на изображения, которые не просто могут нанести травму их психике, а прямо ориентированы на это. Люди, страдающие от никотиновой зависимости, зачастую расценивают это как вмешательство в личную жизнь. Все чаще приходится слышать обеспокоенные голоса тех, кто не без оснований связывает усиливающееся в последние годы в России и на Западе вторжение в частную жизнь – когда государство стремится регулировать даже привычки человека – с тоталитарными практиками недавнего прошлого. Например, первая государственная кампания по борьбе с курением была организована в нацистской Германии.
Сомнения высказываются и по поводу эффективности антитабачных картинок. Кроме того, высказывается мнение, что нездоровые привычки – это следствие социального нездоровья нашего общества.
“Согласны ли вы с теми, кто утверждает, что такие методы наносят травму психике и их следует запретить? Есть ли другие возможности, позволяющие бороться с курением?” – именно с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ:
Напоминание о воздаянии не есть унижение человеческого достоинства.
Если мы обратимся к историческому пути Церкви, то мы увидим два главных способа борьбы за торжество благочестивого образа жизни: во-первых, позитивный пример, а во-вторых, напоминание о наказании. Так, на иконах Страшного суда часто изображались грешники, часто применительно к своей эпохе. На современных греческих иконах мы можем видеть изображения и нынешних гипотетических грешников. Само по себе это не противоречит церковной традиции. Это не столько метод устрашения, сколько напоминания о воздаянии, которое может иметь место.
Другое дело, какова степень корректности в данном случае. Об этом я судить не могу. Чтобы определенно сказать, являются ли эти изображения унижающими человеческое достоинство, их нужно сначала увидеть.
Если бы это развивалось именно в таком ключе, то это, видимо, можно было бы приветствовать. Если же речь идет именно об унижении человеческого достоинства, то это, конечно, недопустимо.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской:
Прежде всего, нужно задаться вопросом, а почему собственно человек курит? Когда он начинает курить?
Почему-то представление о курении как о каком-то мужском достоинстве навязывается детям с самого раннего возраста. С молодежью надо работать, работать доброжелательно, чтобы разрушить этот стереотип.
Человек начинает курить, когда он нервничает, когда он оказывается в стрессовой ситуации. Поэтому многое зависит от доброжелательного отношения к человеку, от его уверенности в будущем, наличия работы, возможности создать крепкую семью и т.д.
Многое зависит от воспитания. Идеалы здорового дела, здоровой семьи нужно прививать с детства и очень широко.
Устрашающие картинки не будут снимать стрессовую нагрузку, а будут ее только усугублять и даже ожесточать человека. Боюсь, что подобная мера приведет к обратному результату. Нужно опираться на лучшее в человеке, а не на худшее. Опора на страх недопустима. С одной стороны, нужно попытаться максимально снизить возможность провоцирования человека на курение. А если он уже попал в такую ситуацию, нужно ему помочь из нее выйти.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине:
Формы противодействия курению должны быть, в первую очередь, эффективными.
Любые порочные пристрастия, к числу которых относится и табакокурение, сами по себе унижают человеческое достоинство. А формы борьбы с вредными привычками не могут быть регламентированы Церковью. Эти формы должны быть адекватными результатам, то есть не должны быть бездейственными. Церковь может лишь говорить о том, как это вредно и что никотин является порочным пристрастием, а анализировать методики борьбы не наше дело. Мы должны лишь свидетельствовать, что приносит пользу, а что нет.
Скажу только одно: все формы борьбы с алкоголем и табаком на данный момент существенно не действенны. Они сделаны и разработаны так, чтобы не мешать производителям продукции растлевать и развращать наше население. Пока работают предприятия, которые получают огромную прибыль от производства этих вредных продуктов, и на них никто не накладывает санкции, говорить о вреде картинок на пачках сигарет – бессмысленно.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии:
Унижение человеческого достоинства – это настолько абстрактная категория, что ее можно применить к чему угодно.
Человеческое достоинство – это субъективное восприятие реальности, поэтому чтобы определить степень унижения, необходимо опереться на общество, и только тогда делать выводы.
Стоит отметить, что алкоголь в умеренных дозах не причиняет вреда человеку, это неотъемлемая часть нашей культуры, хотя злоупотребление алкоголем – это очень плохо. Никотином же невозможно не злоупотреблять: любое его употребление – это употребление во зло. И, кстати, попал он в Россию именно из США, и совсем не характерен для нашей русской культуры.
Табак сам по себе представляет угрозу, поэтому законодательная воля народа может апеллировать к его устранению из нашей жизни, ограничению его употребления. Любые меры при этом будут обоснованы, если будут приняты законодателями. В том числе запрет на курение в общественных местах, который принят во многих странах Европы, где курение запрещено так же, как и распитие спиртных напитков. И зависит принятие таких мер от законодателей, а не от юристов, журналистов и каких-то общественников.
А кроме публикации картинок на пачках сигарет, я бы предложил еще отдать антитабачникам ? часть от рекламы табака. Должна быть антиникотиновая антиреклама, за которую платить обязаны именно табачники. Законодательно это вполне можно утвердить.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове:
Устрашающие изображения не противоречат нашей традиции.
У святых отцов мы найдем немало поучений, в которых ради отвращения от телесных грехов и пороков напоминается о физическом разложении человеческого тела. Поэтому такие картинки-предостережения были бы, наверное, полезны. По крайне мере, они вполне допустимы. Ведь курение действительно убивает человека и его детей.
Курение же абсолютно во всем представляет вред для человека – в отличие от алкоголя: «Вино – дело Божие, но пьянство – бесовское», говорят православные.
Лучшее духовное средство от вредных привычек – молитва. Приведу пример из своего пастырского опыта. Мать по благословению усердно, горячо молилась в течение Поста, т.е. сорока дней об избавлении своего сына от курения. И он действительно по ее горячей молитве сумел бросить курить. И таких случаев – масса. И они происходят на каждом шагу. Это реальный опыт современной церковной жизни. Поэтому так важно прислушиваться к голосу Церкви.
Фатых-хазрат Гарифуллин, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России:
Любые способы для борьбы с вредными привычками полезны, лишь бы они работали.
У нас в стране больше всего заболеваний связано с сердечно-сосудистой системой, и курение играет в этом не последнюю роль. На мой взгляд, полезен любой метод, который приведет к уменьшению количества курящих. К примеру, есть у меня знакомый врач-патологоанатом, который когда-то анатомировал 80-летнего мужчину и увидел у него абсолютно чистые легкие, следом он разрезал труп 18-летнего парня, у которого легкие были черными. После этого мой знакомый бросил курить.
В Коране не говорится о запрете табака, поэтому многие считают, что мусульманину можно курить. Но Всевышний сказал: «Я вам дал ваше здоровье, руки, ноги и глаза, чтобы вы использовали их в полезных и благородных делах». Поэтому истинный мусульманин понимает, что курение вредно. Кстати, во время Рамазана курить нельзя, а благодаря тому, что пост длится месяц, многие вообще после этого бросают курить. Так что способов много, и все они в итоге приводят к положительному результату.
Президент Международной исламской миссии, генеральный представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, член Общественной палаты РФ, муфтий Шафиг Пшихачев:
Я сторонник того, чтобы увеличить профилактику курения, особенно среди школьников.
Прежде всего, надо работать с детьми, поскольку мы знаем, как рано сегодня начинают курить школьники. Кроме этого, надо исключить стрессовое состояние в обществе, создать условия для комфортного проживания, чтобы стрессы не способствовали появлению этой пагубной привычки.
Воздействует ли устрашающая надпись с картинками на курильщика? Не думаю, что эти изображения влияют на психику человека, равно как и на то, что люди, посмотрев на пачку сигарет с такой картинкой, бросят курить. Чтобы не было такого большого количества любителей никотина, необходимо работать с детьми, проводить профилактическую деятельность, проводить побольше занятий в игровой форме на эту тему.
Елена Леонтьева, руководитель Московского буддистского центра школы Карма Кагью:
Я бы использовала все средства для того, чтобы помочь человеку осознать, что он делает с собой, когда курит.
Разумеется, другие возможности, позволяющие бороться с курением, у нас есть. В первую очередь, они связаны с физическим воспитанием детей, начина с детских садов и школ. Чтобы сызмальства понимали, как хорошо и полезно поддерживать себя в хорошей физической форме.
Не думаю, что устрашающие изображения как-то нарушают право частной жизни курильщика. Считаю, что надписи и картинки использовать стоит. Более того, я бы и на бутылках с алкоголем размещала бы такую информацию, чтобы люди понимали, что покупают продукт, который будет разрушать их организм.